15 августа
Ближайшие семинары:
КомпанияОбучениеСтатьиСервисы

Инструкция по эксплуатации КТС

Версия для печати

Инструкция по эксплуатации КТС

Общие сведения

Документация: системная/эксплуатационная
Предмет: комплекс технических средств автоматизированной системы
Аудитория: системные администраторы, обслуживающие автоматизированную систему
Задачи: обеспечить правильную эксплуатацию технических средств в рамках конкретной автоматизированной системы
Стандарты: ГОСТ 34.201-89, РД 50-34.698-90

Цели и задачи

Кроме программного обеспечения автоматизированная система по определению включает в себя различные технические средства. Какие именно - зависит от назначения системы и ее архитектуры. Например, техническое обеспечение сети платежных терминалов может состоять из центрального сервера, рабочего места дежурного оператора и самих терминалов для приема денег, расставленных по городу. Каждое из этих устройств поставляется (по крайней мере, должно поставляться) в комплекте с руководством по эксплуатации, в котором написано, как с ним обращаться, но отсутствует общий распорядок обслуживания устройства, поскольку он заранее неизвестен производителю.

Так, в руководстве по эксплуатации платежного терминала приведена процедура заправки чековой ленты в принтер терминала, но не сказано, кто и при каких обстоятельствах должен этим заниматься. Подобные вопросы решаются при создании конкретной сети в зависимости от ее особенностей и внутренноего распорядка организации-владельца. Можно набрать бригаду техников, которые будут раз в три дня полностью проверять и обслуживать все терминалы, а можно выдать по катушке ленты каждому инкассатору: они ежедневно забирают выручку, пусть заодно и ленту заправляют. А вдруг заправка ленты - это слишком сложно (долго, опасно) для инкассатора? Тогда пусть он просто проверяет, не подходит ли она к концу, и в случае необходимости по телефону делает заявку технику.

В общем, возможны разные варианты, но какой бы из них ни был выбран, он должен быть четко описан, чтобы эксплуатационный персонал системы знал, что ему делать в каждой конкретной ситуации. Это будет сделано в инструкции по эксплуатации КТС.

Итак, задача инструкции по эксплуатации КТС - донести до эксплуатационного персонала порядок обслуживания технических средств автоматизированной системы.

Содержание документа

Инструкция по эксплуатации КТС может относиться как к автоматизированной системе в целом, так и к некоторой ее части: подсистеме, виду оборудования, категории персонала.

В инструкции по эксплуатации КТС приводят следующие сведения:

  • состав оборудования, требующего обслуживания;
  • требования к квалификации эксплуатационного персонала;
  • порядок обслуживания каждого устройства: какие операции должны быть выполнены, кем и когда (с какой периодичностью).

Методика и стиль изложения

Инструкция по эксплуатации КТС указывает, какие операции, в каком порядке, с какой периодичностью следует выполнять системному администратору. Однако нет необходимости подробно описывать в ней способ выполнения каждой из этих операций. Вполне достаточно, упомянув некоторую операцию, привести ссылку на руководство по эксплуатации соответствующего технического средства.

Типовая структура

РД 50-34.698-90 дает следующую типовую структуру инструкции по эксплуатации КТС:

  1. Общие указания.
  2. Меры безопасности.
  3. Порядок работы.
  4. Проверка правильности функционирования.
  5. Указания о действиях в разных режимах.

Особенности

Аппаратно-программный комплекс может быть укомплектован типовой инструкцией по эксплуатации, на основе которой при создании автоматизированной системы составляется инструкция по эксплутации КТС.

Примеры

Сеть платежных терминалов. Инструкция технического специалиста

Сеть платежных терминалов, развернутая компанией PayNet (название изменено), предназначена для приема у населения платежей за услуги мобильной связи, Интернет, коммунальные услуги и пр. В настоящее время сеть охватывает несколько десятков городов в России и за ее пределами.

Техническое обеспечение сети состоит из самих платежных терминалов, центрального сервера и рабочих мест дежурных операторов.

Платежные терминалы подключены к Интернету через GPRS. После того, как плательщик вводит назначение платежа и опускает деньги в купюроприемник платежного терминала, последний печатает чек и передает на центральный сервер данные о платеже.

Обслуживанием платежных терминалов занимаются технические специалисты. Приведенная ниже инструкция технического специалиста разработана 'Философтом' по заказу компании PayNet.

================================================================================
Сеть платежных терминалов PayNet
Инструкция технического специалиста
================================================================================


Содержание

1. Обязанности технического специалиста .......................................4
2. Основные операции ..................................... ................... 5
2.1. Организация работы .................................... ................. 5
2.2. Плановое техническое обслуживание платежного терминала .................. 5
2.3. Ремонт платежного терминала на месте установки .......................... 7
2.4. Принятие мер в чрезвычайной ситуации .................................... 8


1. Обязанности технического специалиста

Технический специалист в составе службы технического обслуживания и ремонта
терминалов, в соответствии с маршрутным листом, выполняет работы по месту уста-
новки того или иного платежного терминала.

Технический специалист службы ГНР в составе одной из групп немедленного реагиро-
вания выполняет срочную работу в рамках тех же обязанностей, когда другие техни-
ческие специалисты отсутствуют или заняты другими делами.

Технический специалист подчиняется руководителю службы эксплуатации и его заме-
стителю. В рабочее время технические специалисты подчиняются распоряжениям
оперативного дежурного.

В обязанности технического специалиста входят следующие виды деятельности:

- плановое техническое обслуживание платежных терминалов;

- мелкий ремонт платежных терминалов на месте установки;

- замена комплектующих частей платежных терминалов;

- принятие мер в чрезвычайной ситуации.


2. Основные операции

2.1. Организация работы

Технический специалист службы технического обслуживания и ремонта терминалов
составляет, утверждает у руководителя службы эксплуатации и в дальнейшем неукосни-
тельно выполняет ежемесячный план технического обслуживания платежных термина-
лов на своем маршруте.

Выходя на маршрут, технический специалист в обязательном порядке берет с собой:

- средство мобильной связи - мобильный телефон;

- маршрутный лист;

- ключи от всех платежных терминалов его маршрута;

- бланки протоколов обслуживания терминалов в надлежащем количестве;

- комплект инструментов;

- комплект ЗИП;

- комплект рекламных наклеек.

Перед отбытием на маршрут, а также по ходу маршрута (по телефону) технический
специалист получает задания по устранению сбоев и неполадок от оперативного де-
журного. Эти сбои и неполадки он оперативно устраняет по ходу своего движения по
маршруту.

Технический специалист в составе ГНР выполняет поручения оперативного дежурного
по устранению сбоев и неполадок в ночное время, выходные и праздничные дни.
Все технические специалисты принимают необходимые меры для поддержания в рабо-
тоспособном состоянии штатных средств связи с оперативным дежурным, а также, при
наличии, транспортных средств.

Технический специалист аккуратно ведет всю документацию, требуемую от него его
непосредственными начальниками и руководством филиала.

Технический специалист также аккуратно выполняет все правила, утвержденные ру-
ководством филиала, относительно хранения ключей, средств связи, запчастей, сдачи
материальных ценностей.


2.2. Плановое техническое обслуживание платежного терминала

Технический специалист службы технического обслуживания и ремонта терминалов
не реже двух раз в месяц осматривает каждый платежный терминал и при необходи-
мости выполняет операции по плановому техническому обслуживанию:

1. Тщательно обследует внешний вид платежного терминала, обращая внимание на
пыль, грязь, наличие царапин, оторванных наклеек, неработающую подсветку.
При необходимости устраняет недочеты.

Для платежного терминала 'РобоКассир' см. главу Уход за терминалом, Руководство
по эксплуатации к терминалу 'РобоКассир'.

2. Открывает платежный терминал. Проверяет работу замков и запорных механизмов,
при необходимости регулирует и смазывает их.

Порядок открытия и закрытия платежного терминала 'РобоКассир' описан в главе
Порядок открытия и закрытия дверей, Руководство по эксплуатации к терминалу
'РобоКассир'. Рекомендации по регулировке замков и запорных механизмов даны в
п. 'Корпус', там же.

3. Вводит имя пользователя и пароль. Обращает внимание на работу сенсорного
экрана. В случае если сенсорный экран реагирует на действия пользователя с пе-
ребоями, чистит стекло.

Обслуживание сенсорного экрана платежного терминала 'РобоКассир' описано в п.
Сенсорный монитор, Руководство по эксплуатации к терминалу 'РобоКассир'.

4. В инженерном режиме запускает программу диагностики. Осматривает устройства
терминала и при наличии неисправностей устраняет их:

- Проверяет наличие бумаги в термопринтере. Если рулон бумаги израсходован
более чем на две трети, заменяет его. Если бумага закончилась, устанавливает
новый рулон.

- Проверяет качество печати, обращая внимание на различимость символов. Вы-
полняет тестовую печать, выводит на печать отчет.

- Проверяет работу купюроприемника, проводит тестовый платеж (покупку для
терминалов с функцией продажи карт).

- Проверяет работу транспортеров (в терминалах с функцией продажи карт).

- Пересчитывает карты. При необходимости осуществляет закладку карт (в тер-
миналах с функцией продажи карт).

- Проверяет качество сигнала связи по GPRS.

Запуск программы диагностики для платежного терминала 'РобоКассир' описан в п.
'Пробный запуск', Руководство по эксплуатации к терминалу 'РобоКассир'. Конкретные
рекомендации по ремонту и обслуживанию отдельных узлов платежного терминала
'РобоКассир' приведены в главе Узлы платежного терминала и их обслуживание, 
там же.

5. Осматривает охлаждающие устройства, кулеры, вентиляторы. Удаляет пыль, ско-
пившуюся на внутренних частях терминала.

6. Проверяет все цены на карты. Проверяет расположение ярлыков на лицевой панели
и соответствие пунктов меню выбора установленному для данного терминала типу
распределения. В случае неправильных цен, неправильного расположения ярлыков,
других недочетов действует в соответствии с распоряжениями, полученными на
инструктаже либо от оперативного дежурного по телефону.

7. Проверяет общую работу терминала. Для этого в тестовом режиме выбирает из
числа операторов, услуги которых оплачиваются через терминал, произвольного
оператора, а затем выполняет действия по осуществлению платежа.
Для платежного терминала 'РобоКассир' переход в тестовый режим и выполнение
платежа в нем описаны в п. 'Запуск' в рабочем режиме, Руководство по эксплуатации
к терминалу 'РобоКассир'.

После проверки общей работы терминала технический специалист заполняет про-
токол обслуживания, прикрепив к протоколу чек с распечаткой отчета.

8. Закрывает терминал, проверяя при этом срабатывание концевого выключателя.
Наладка работы концевых выключателей в платежном терминале 'РобоКассир' описана
в п. 'Корпус', Руководство по эксплуатации к терминалу 'РобоКассир'.


2.3. Ремонт платежного терминала на месте установки

Оперативный дежурный дает техническому специалисту, отправляющемуся на маршрут,
поручения по устранению неполадок и сбоев платежных терминалов.

Технический специалист выполняет следующие действия:

1. При отправлении на маршрут получает от оперативного дежурного информацию
о неисправности платежного терминала.

2. Прибыв на место, переводит платежный терминал в инженерный режим и запускает
программу общей диагностики.

3. Обнаружив неисправность, прилагает все усилия, чтобы устранить эту неисправ-
ность на месте.

Основные неисправности платежного терминала 'РобоКассир' и способы их устранения
в описаны в п. Выявляемые в рабочем режиме неисправности терминала и способы
их устранения, Руководство по эксплуатации к терминалу 'РобоКассир'. Конкретные
рекомендации по ремонту и обслуживанию отдельных узлов платежного терминала
'РобоКассир' приведены в главе Узлы платежного терминала и их обслуживание, Ру-
ководство по эксплуатации к терминалу 'РобоКассир'.

4. Если технический специалист не располагает комплектующими, необходимыми
для ремонта терминала, он закрывает терминал и либо выключает его, либо
оставляет в рабочем состоянии - в случае если неисправность в целом не препят-
ствует проведению платежей (неисправен термопринтер, рекламный монитор и
т.п.).

В дальнейшем технический специалист возвращается в платежному терминалу,
имея при себе необходимые комплектующие, и заканчивает ремонт терминала.
В случае если характер неисправности таков, что ремонт платежного терминала
невозможен, платежный терминал подлежит замене в установленном порядке.

5. По завершении ремонта запускает платежный терминал в тестовом режиме и вы-
полняет тестовый платеж.

Для платежного терминала 'РобоКассир' переход в тестовый режим и выполнение
платежа в нем описаны в п. 'Запуск' в рабочем режиме, Руководство по эксплуатации
к терминалу 'РобоКассир'.

6. Заполняет протокол обслуживания терминала для последующей сдачи оперативному
дежурному.

7. Докладывает оперативному дежурному о результатах своей работы по данному
терминалу.

8. Закрывает терминал.

В случае сдачи какого-либо узла терминала в ремонт технический специалист запол-
няет бланк сдачи в ремонт, в котором указывает наименование узла, его модель и
характер неисправности. Бланк сдачи в ремонт он сдает оперативному дежурному. В
соответствии с установленным в филиале порядком технический специалист получает
для замены исправный узел и впоследствии устанавливает его на платежный терминал.


2.4. Принятие мер в чрезвычайной ситуации

В случае чрезвычайных происшествий (нападение, взлом терминала и т.п.) технический
специалист немедленно сообщает о случившемся оперативному дежурному.

В случаях, не терпящих отлагательства и связанных с реальной угрозой жизни и здо-
ровью людей, допускается вызов экстренных служб без предварительного согласования
с руководством (с последующим обязательным составлением подробного рапорта о
случившемся).

© «Философт», 2008–2012

+7 (499) 500-44-77

mail@philosoft.ru

SpyLOG